ИЗДАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ,,АБРАМЦЕВО,,


Издания, выпущенные Музеем-заповедником в 2010-2021 годах

 

 

 


Сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2021/15»

Музеем-заповедником «Абрамцево» выпущен в свет очередной сборник «Абрамцево. Материалы и исследования. №15». Сборник посвящён 100-летнему юбилею Абрамцевского музея и основан на докладах научной конференции, приуроченной к этому событию. В нём впервые подробно рассматриваются и освещаются малоизученные до сих пор периоды истории Абрамцева — 1930-е годы, когда в Абрамцеве работал дом отдыха для работников искусства, был построен Посёлок художников «Ново-Абрамцево», где творили выдающиеся мастера страны, и годы Великой Отечественной войны, когда в усадьбе действовал военный госпиталь. В книге более 200 страниц, включая свыше 75 иллюстраций.







Сборник «Автографы С.Т. Аксакова в собрании Музея-заповедника «Абрамцево»

Музеем-заповедником «Абрамцево» подготовлена и выпущена в свет книга «Автографы С.Т. Аксакова в собрании Музея-заповедника «Абрамцево». Издание подготовлено к 230-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. В книге впервые максимально полно собраны автографы С.Т. Аксакова из музейной коллекции. Особый интерес представляют два альбома — альбом, подаренный С.Т. Аксаковым его невесте О.С. Заплатиной, и альбом, который готовился семьёй Аксаковых как свадебный подарок невесте сына Григория Софье Александровне Шишковой. Текст альбома С.А. Шишковой впервые публикуется полностью. Рукописный альбом продолжил аксаковскую семейную традицию дарить друг другу на дни рождения и торжества рисунки, стихи, гербарии. Более 200 страниц издания вместили фрагменты рукописей С.Т. Аксакова, его письма к разным лицам, письма, адресованные С.Т. Аксакову (в том числе, 7 писем Н.В. Гоголя), инскрипты писателя, документы. Впервые опубликованы, в частности, данный вариант стихотворения Константина Аксакова «Советы себе», а также один из ранних вариантов его же статьи «Опыт синонимов: Публика — народ», имевшей большой общественный резонанс.


Сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2019/14»

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет научный сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2019/14», в который вошли новые материалы по истории Абрамцева.

Сборник носит особый характер, поскольку посвящён сразу двум юбилейным датам: 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова и 175-летию со дня рождения С.И. Мамонтова. Два выдающихся хозяина абрамцевской усадьбы, две связанные с их именами «звёздные эпохи» в истории имения... Сборник стал обобщающим итогом работы двух научно-практических конференций «Абрамцевские чтения», приуроченных к этим юбилейным датам.

В книгу вошло более 15 статей и 30 иллюстраций к ним. Объём — свыше 150 страниц. Авторы материалов — как сотрудники Музея-заповедника, так и другие исследователи. Сборник продолжает серию, предыдущий выпуск которой вышел в свет в 2017 году.

Приобрести сборник можно в музейном магазине.


Путеводитель по Абрамцеву (май 2018)


Музеем-заповедником подготовлен к печати и поступил в продажу путеводитель «Абрамцево» (автор Е. Н. Митрофанова, фото С. И. Верхова). Это первый с конца 80-х годов путеводитель по музею, отражающий современные постоянные экспозиции. Брошюра иллюстрирована более чем 130 цветными фотографиями. Читатели путеводителя совершат маленькую экскурсию по истории и современности Абрамцева. Узнают историю знаменитых шедевров русской живописи, создававшихся в Абрамцеве: «Девочки с персиками» Серова, «Видения отроку Варфоломею» Нестерова, «Богатырей» Васнецова и других.

Стоимость путеводителя — 150 рублей. Его можно приобрести в музейном магазине (флигель «Людская»).






Каталог художников Василия и Людмилы Ермиловых (январь 2018)

Совместный каталог произведений художников Василия и Людмилы Ермиловых был представлен на выставке графики Людмилы Ермиловой «Берега», которая проходила в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» в январе 2018 года. Издание ставит целью представить яркую целостную картину творческой деятельности четы художников Ермиловых.

Василий Алексеевич Ермилов — выдающийся художник декоративно-прикладного искусства, резчик по дереву. Он создал свой неповторимый почерк, особенный «ермиловский» рисунок абрамцево-кудринской резьбы, стал её «живым классиком».

Людмила Григорьевна Ермилова — известный график, работающий в стилистике современной российской народной графики в технике ксилографии и линогравюры, талантливый педагог, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Основой творчества художников стала опора на народное искусство.

Вдохновителем проекта является Л. Г. Ермилова, дизайн и вёрстку осуществил А. В. Ермилов, составитель и автор вступительных статей — А. В. Андрианова, редактор — Н. М. Малашина, фотосъёмку выполнили А. П. Егупец и Е. А. Базлова.






Буклет выставки «Триалог» (август 2014)

 

Музеем-заповедником «Абрамцево» подготовлен к печати буклет выставки «Андрей Васнецов. Николай Андронов. Андрей Марц. Триалог», которая проходила в Музее-заповеднике «Абрамцево» в августе-октябре 2014 года. Выставка была приурочена к юбилейному году творческого коллектива «Ново-Абрамцево»: 80-летию со дня образования. Васнецов, Андронов, Марц поселились в «посёлке художников» в Абрамцеве в 1980-е годы и имеют к нему самое непосредственное отношение. На выставке было представлено более 40 произведений художников.

С буклетом можно ознакомиться в электронном виде – скачать для просмотра.

 

 

 

 


Буклет выставки «Дача Грабаря» (ноябрь 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки «Дача Грабаря», проходившей в ноябре-декабре 2014 года во флигеле «Студия-мастерская» Музея-заповедника «Абрамцево».

Выставочный проект был посвящён памяти Сергея Витальевича Горяева, художника-монументалиста, народного художника России. На даче Грабаря в посёлке Ново-Абрамцево в разное время творили многие выдающиеся мастера – такие, как её первый владелец, художник и историк искусства И. Э. Грабарь, народный художник СССР В. Н. Горяев, С. В. Горяев, А. Н. Первухин...

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 

 

 

 

 

 


Сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2015/12»

 

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет научный сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2015/12».

В сборник вошли новые материалы по истории Абрамцева – Аксаковского и Мамонтовского периодов, а также исследования о становлении и развитии музея в ХХ веке. Впервые подробно освещена роль Александры и Всеволода Мамонтовых как организаторов и хранителей музея, а также острые дискуссии в художественной среде вокруг возрождения музея в 1940-е годы. Значительную часть сборника составляют научные исследования, проведённые сотрудниками Музея-заповедника «Абрамцево» в последние годы.

Сборник продолжает серию, предыдущий выпуск которой вышел в свет в 2014 году.

 

 

 

 

 

Книга «Аленький цветочек» (2015)

Вышла из печати и поступила в продажу книга С. Т. Аксакова «Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи». Рисунки для издания выполнены победителями и участниками конкурса детского рисунка «Аленький цветочек», организованного Музеем-заповедником «Абрамцево» в 2014 году. Всего в издание вошло около 60 работ.

Книгу можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 

 

 

 

 


Буклет выставки «В поисках образа» (июнь 2015)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет персональной выставки произведений заслуженного художника Российской Федерации Юрия Павловича Хмелевского «В поисках образа». Автор - известный московский скульптор, признанный мастер декоративно-прикладного искусства. Выставка проходила в июне-июле 2015 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево». Экспозиция выставки знакомила с произведениями, созданными скульптором в разные годы.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская») и отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».


Буклет выставки «Ольгины доски» (октябрь 2014)

 

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет совместной выставки произведений художников Олега и Ольги Даниловых «Семейные традиции» в авторском проекте «Ольгины доски». Экспозиция выставки знакомила с созданными в разные годы произведениями из собрания художников (декоративно-прикладное искусство, живопись, графика).

Выставка проходила в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» в октябре-ноябре 2014 года.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская») и отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».

 


Буклет выставки «Илья Машков. В своих краях. Живопись, графика» (июль 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки из собраний Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова и Музея-заповедника «Абрамцево» «Илья Машков. В своих краях. Живопись, графика». Выставка открылась 25 июля 2014 года в Студии-мастерской Музея-заповедника «Абрамцево» и была приурочена к 80-летию творческого коллектива художников «Ново-Абрамцево».

Судьба И. И. Машкова оказалась связана с Абрамцевом в середине 30-х годов, когда началось строительство дач-мастерских в Ново-Абрамцеве. Посёлок художников «Ново-Абрамцево» составил важную веху в творческой биографии не только И. И. Машкова, но и В. И. Мухиной, Б. Д. Королева, С. Д. Тавасиева, Б. В. Иогансона, И. Э. Грабаря и других.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 

 


Буклет выставки «У стен Покровского монастыря» (июль 2014)

 

Вышел из печати буклет выставки «У стен Покровского монастыря». Выставка была приурочена к празднованию 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского и открылась 17 июля 2014 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево». В экспозиции были представлены живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства сорока четырёх авторов из города Хотьково и его окрестностей. Среди её участников были и маститые, признанные мастера, и молодые художники. Выставка проходила рядом с Покровской обителью, у стен которой провёл молодые годы Варфоломей, будущий монах Сергий, и где приняли монашеский постриг и были упокоены его родители — святые Кирилл и Мария.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская») и отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».

 

 

 

 


Буклет выставки «Друг другу чужды по судьбе, они родня по вдохновенью» (2014)

 

Вышел в свет буклет выставки «Друг другу чужды по судьбе, они родня по вдохновенью». Выставка представляла экспонаты из собраний трёх музеев — Государственного музея А. С. Пушкина (Москва), Всероссийского музея А. С. Пушкина (С.-Петербург) и Музея-заповеднике «Абрамцево» и проходила поочерёдно во всех трёх музеях. В её экспозиции было представлено более 200 живописных, скульптурных и графических работ, источником вдохновения для которых послужило творчество А. С. Пушкина, и созданных участниками Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка — В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, К. А. Коровиным, В. А. Серовым, Е. В. Невревым и другими.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 

 


Буклет выставки «Соединение истоков» (март 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки «Соединение истоков. Скульптура, керамика, гобелен, батик».

Выставка открылась 21 марта 2014 года в отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево» и представляла творчество художников группы «Цех № 1» — большого и дружного коллектива единомышленников, который сложился на Гжельском экспериментальном керамическом заводе. Название группы — дань уважения тому месту, где осуществились, возможно, самые значимые проекты в творческой жизни её участников.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская») и отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».

 

 

 

 


Альбом-каталог выставки «Произведения В. Д. Поленова из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"» (июль 2014)

 

 

Вышел из печати и поступил в продажу альбом-каталог выставки «Произведения В. Д. Поленова из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"». Выставка проходила во флигеле «Поленовская дача» в июле-октябре 2014 года и была приурочена к 170-летию со дня рождения художника.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – один из самых деятельных и последовательных участников Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Знакомство художника с С. И. Мамонтовым состоялось в 1872 году; их дружба и общение продолжались до конца жизни Саввы Ивановича. В Абрамцеве Поленов впервые побывал в 1873 году, а начиная с 1879 года в течение десяти лет он приезжал туда ежегодно. На своих холстах художник запечатлел многих гостей имения, писал пейзажи абрамцевской природы, его любимые пейзажные мотивы – усадебные пруды и река Воря, которую он изображал многократно, и маслом, и акварелью.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 


Буклет выставки С. Д. Тавасиева «О доблестях, о подвигах, о славе...» (июнь 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки лауреата Государственной премии СССР, народного художника Башкирии и Северной Осетии скульптора С. Д. Тавасиева «О доблестях, о подвигах, о славе...». Выставка открылась 5 июня 2014 года в отделе «Русские художники ХХ века в Абрамцеве» Музея-заповедника. Экспозиция посвящена сразу двум юбилейным датам – 80-летию «Ново-Абрамцева» и 120-летию самого скульптора.

Творчество С. Д. Тавасиева тесно связано с Абрамцевом. Он был одним из инициаторов создания посёлка и творческого коллектива художников «Ново-Абрамцево». В Абрамцеве до сих пор находится дача-мастерская, где, начиная с 30-х годов, были выполнены многие выдающиеся работы художника. Часть из них, в том числе скульптурное произведение «Абрамцевская легенда», могли увидеть посетители выставки.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель «Людская»).

 

 

 


Буклет выставки «15 КУ. Анатолий Кузнецов и ученики» (май 2014)

 

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки «15 КУ. Анатолий Кузнецов и ученики».

Выставка открылась 17 мая 2014 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево».

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника (флигель "Людская").

 

 

 


Буклет выставки В. А. Потемкина «Как я ловил Жар-птицу» (апрель 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки живописи и графики Владимира Потёмкина «Как я ловил Жар-птицу». Выставка проходила в апреле-мае 2014 года в отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».

Владимир Анатольевич Потёмкин — выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В. М. Васнецова, его творчество тесно связано с природой и художественными традициями Абрамцева и Хотькова.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника, а также в отделе художественных ремесел.

 

 

 


Буклет выставки «Радонежью с любовью» (январь 2014)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки художника-керамиста Юрия Леонова и художника по текстилю Ольги Козловой «Радонежью с любовью». Выставка открылась 31 января 2014 года в отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево» и длилась до марта.

Творчество художников Юрия Леонова и Ольги Козловой тесно связано с Радонежским краем — с Сергиевым Посадом, Абрамцевом и Хотьковом.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника, а также в отделе художественных ремесел.

 

 

 


Сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования» (2014)

 

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет научный сборник «Абрамцево в истории и культуре России. Материалы и исследования. 2013/11».

Сборник содержит новые материалы по истории Абрамцева – аксаковского, мамонтовского периодов и ХХ века. В состав сборника включены сообщения научных сотрудников музея на конференции «Грани творческого дарования С. И. Мамонтова», приуроченной к 170-летию С. И. Мамонтова, а также исследования последних лет.

Сборник возобновляет серию, ранее выпускавшуюся Музеем-заповедником.

 

 

 

 


Буклет выставки «Р. С. Тавасиев. Живопись, графика 1960-80-х годов» (ноябрь 2013)

 

Вышел из печати и поступил в продажу буклет выставки «Р. С. Тавасиев. Живопись, графика 1960-80-х годов. К 75-летию со дня рождения художника». Выставка открылась 30 ноября 2013 года в отделе художественных ремесел Музея-заповедника «Абрамцево».

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника, а также в отделе художественных ремесел.

 

 

 

 

 


Буклет выставки «Сергей Алимов. 40 шелкографий. Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"» (октябрь 2013)

 

Вышел из печати буклет выставки «Сергей Алимов. 40 шелкографий. Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"». Выставка открылась в Музее-заповеднике «Абрамцево» в октябре 2013 года.

Сергей Александрович Алимов – народный художник Российской Федерации, профессор ВГИКа, главный художник Театра кукол имени С. В. Образцова.

Книга «Мертвые души» выпущена в 2013 году к 75-летию С. А. Алимова в издательстве «Вита нова» (Санкт-Петербург); издание малотиражное, коллекционное. Выставка в Абрамцеве знакомит с иллюстрациями, созданными Сергеем Алимовым специально для этого издания.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 

 

 

 

 


E. Д. Поленова «Сказка о Маше и Ване»

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет переиздание книги Елены Дмитриевны Поленовой «Сказка о Маше и Ване».

Е. Д. Поленова – график, живописец, дизайнер и художник-иллюстратор, участница Абрамцевского художественного кружка. Со второй половины 1880-х годов Елена Дмитриевна стала иллюстрировать сказки. В деревнях по соседству с Абрамцевом и в своих поездках по российской провинции художница со слов крестьян записывала сказки, делала многочисленные варианты иллюстраций, отбирала наиболее удачные и писала к ним от руки тексты.

«Сказка о Маше и Ване» с иллюстрациями Е. Д. Поленовой ранее публиковалась Музеем-заповедником «Абрамцево» в 2006 году.

Книгу можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 


Н. В. Поленова «Абрамцево»

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет в серии «Воспоминания об Абрамцеве» переиздание книги Натальи Васильевны Поленовой «Абрамцево». Н. В. Поленова, урожденная Якунчикова (1858–1931) – родственница владельцев усадьбы Абрамцево Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, жена художника Василия Дмитриевича Поленова – была непосредственной свидетельницей и участницей деятельности Мамонтовского художественного кружка. Ее воспоминания, впервые опубликованные в 1922 году, были вновь изданы Музеем-заповедником в 2006 году.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся отечественной художественной культурой середины XIX – начала XX столетия, и позволяет взглянуть на события глазами современника.

Книгу можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 


Буклет выставки «"Абрамцево – судьба моя" Алексей Шмаринов. Акварель» (август 2013)

 

Вышел в свет и поступил в продажу буклет выставки «"Абрамцево – судьба моя". Алексей Шмаринов. Акварель». Выставка открылась в Музее-заповеднике «Абрамцево» в августе 2013 года.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 

 

 

 


Буклет выставки «"Когда отыскан угол зренья..." Гуаши, акварели Марии Андроновой. Керамика Наталии Егоршиной» (июль 2013)

 

Вышел в свет и поступил в продажу буклет выставки «"Когда отыскан угол зренья..." Гуаши, акварели Марии Андроновой. Керамика Наталии Егоршиной». Выставка проходила в Музее-заповеднике «Абрамцево» в июле-августе 2013 г.

Наталия Егоршина (1926–2010) – с 1961 года член Союза художников СССР. В 2001 году избрана членом-корреспондентом Российской Академии Художеств. Произведения находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Музея-заповедника «Абрамцево» и других музеев России, за рубежом – в музеях Кёльна, Аахена, Софии, Лондона.

Мария Андронова (родилась в 1953 году) – с 1979 года член Союза художников СССР. Участник многих московских, российских, всесоюзных и международных (ФРГ, Япония, Канада, Австрия) выставок. Произведения находятся в музеях России, в частных собраниях в Москве и за рубежом.

Буклет можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 


Буклет выставки «Мы, наконец, нашли именье… Абрамцево. Владельцы и гости» (декабрь 2012)

 

Вышел в свет и поступил в продажу буклет, посвященный выставке «Мы, наконец, нашли именье… Абрамцево. Владельцы и гости». Выставка проходила в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» с декабря 2012 года. «Усадьба "Абрамцево" – одно из живописнейших мест Подмосковья, – отмечают авторы буклета. – Славно оно не только красотой природы, но и своим историческим прошлым. На протяжении XIX века эта усадьба дважды становилась одним из центров литературной и художественной жизни России. С 1843 по 1870 год здесь жил и работал писатель, литературный и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. С 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье Саввы Ивановича Мамонтова, предпринимателя и мецената».

В издании читатели найдут историческую справку об имении «Абрамцево», рассказ о его знаменитых владельцах – Аксаковых и Мамонтовых, исторические фотографии, репродукции картин, экспонатов выставки. Автор современных фотографий и дизайна книги – В. Луганский.

Буклет выпущен в двух вариантах – на русском и английском языках. Его можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 


Н. А. Прахов «Старое Абрамцево»

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет в серии «Воспоминания об Абрамцеве» переиздание книги Николая Адриановича Прахова «Старое Абрамцево». Н. А. Прахов (1873–1956) – художник и искусствовед, сын археолога, историка искусства и художественного критика А. В. Прахова, участника Мамонтовского художественного кружка. В детстве Н. А. Прахов с сестрами и родителями неоднократно проводил лето в Абрамцеве, воспоминания о котором записал в начале 1950-х гг. Эта рукопись, вместе с большей частью семейного архива Праховых, в 1980 г. была передана в Музей-заповедник «Абрамцево». Воспоминания Н. А. Прахова «Старое Абрамцево» содержат уникальные подробности о жизни в мамонтовской усадьбе в начале 1880-х гг.

Книга предназначена для широкого круга читателей. Ее можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 


В. С. Мамонтов «Воспоминания о русских художниках»

 

 

 

Музей-заповедник «Абрамцево» подготовил и выпустил в свет в серии «Воспоминания об Абрамцеве» переиздание книги Всеволода Саввича Мамонтова «Воспоминания о русских художниках».

В. С. Мамонтов (1870–1951) – сын владельца усадьбы Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова. Детство и юность Всеволода Саввича прошли в окружении выдающихся мастеров искусства – участников Абрамцевского художественного кружка (И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, В. А. Серова, И. С. Остроухова, Е. Д. Поленовой, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля и других). В 1948–1951 годах он вернулся в Абрамцево в качестве научного сотрудника, хранителя музея-усадьбы, здесь прожил последние годы жизни, принимая активное участие в восстановлении деятельности музея. Впервые мемуары В. С. Мамонтова были напечатаны в 1950 году.

Книгу можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 


Альбом-каталог «Романтический монтаж. Живопись, графика, скульптура 1920-30-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево»

 

 

 

 

 

 

Вышел в свет альбом-каталог «Романтический монтаж. Живопись, графика, скульптура 1920-30-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево» (Абрамцево, 2012 г.; вступительная статья Светланы Волковой). В альбоме представлен значительный пласт музейной коллекции искусства ХХ века.

Именно в 20-30-е годы на берегу реки Вори, недалеко от усадьбы «Абрамцево», сложилось творческое объединение Ново-Абрамцево, связанное с именами знаковых художников отечественного изобразительного искусства: В. И. Мухиной, П. А. Радимова, И. И. Машкова, И. Э. Грабаря, С. Д. Тавасиева, Б. В. Иогансона, Б. Д. Королева, Е. А. Кацмана и других. Их живописные полотна, графические зарисовки, скульптурные портреты явились пластическим отражением героической романтики тех лет. В альбом вошли отдельные работы 1940-х годов, сохранившие стилистику предыдущего десятилетия, в частности, произведения В. В. Рождественского и Т. А. Мавриной, живших и работавших в окрестностях Абрамцева.

Альбом можно приобрести в магазине Музея-заповедника.

 

 

 


Альбом-каталог выставки В. М. Васнецова «Он всегда остается самим собой. Произведения художника из собрания Музея-заповедника "Абрамцево" и частных коллекций».

 

 

 

 

 

Вышел в свет и поступил в продажу альбом-каталог выставки «"Он всегда остается самим собой". Виктор Михайлович Васнецов. Произведения художника из собрания Музея-заповедника "Абрамцево" и частных коллекций». Выставка проходила в Музее-заповеднике «Абрамцево» в 2012 году. Кроме статьи и описаний предметов в альбом-каталог вошли письма художника, адресованные членам семьи Мамонтовых, а также речь, с которой В. М. Васнецов выступил в 1918 г. на вечере памяти С. И. Мамонтова в Художественном театре.

 

 

 


А. В. Городнянский. «Абрамцевский альбом. Усадьба Абрамцево при Мамонтовых».

 

 

 

 

 

Книга-альбом посвящена истории знаменитой усадьбы после того, как её владельцами стала семья Мамонтовых. Книга основана на большом архивном материале. Автор исследования, старший научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево», подробно исследовал архивы Музея-заповедника, провел несколько лет за работой в государственных и частных архивах, включая архивы потомков С. И. Мамонтова. Усадьба предстает в этой богато иллюстрированной книге не только как центр художественной жизни, но и место, где кипит хозяйственная деятельность, устраиваются пикники и увеселительные прогулки, а в усадебной оранжерее зреют персики, изображенные на знаменитой картине В. А. Серова «Девочка с персиками».
Книга состоит из трех разделов – исторического, топографического и культурного.
1. Абрамцево: хроника одной усадьбы
"Жизнь вокруг наполнилась приятной и веселой заботой"
Абрамцевские оранжереи
Начало переустройства усадебного комплекса
Структурные изменения: от моноцентризма к полицентризму
Завершение формирования центрального ядра усадьбы
2. Основные зоны композиционно-планировочной структуры усадьбы Абрамцево
Парадный двор Главного дома
Нижний парк
Церковь Спаса Нерукотворного и прилегающая территория
Таньонов нос
3. Усадьба Абрамцево в экономическом, природном и художественном пространстве
Доходное имение московского мецената
Жизнь на лоне природы
Абрамцево: ностальгические мотивы
Книга будет интересна не только специалистам, но и любителям русской культуры и истории. «Абрамцевский альбом» можно листать прямо на аллеях парка, дополняя существующие пейзажи фотографиями, рисунками и живописными произведениями конца XIX – начала ХХ веков. В книге помещено 86 исторических фотографий, наряду с многочисленными графическими и живописными работами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, М. В. Нестерова, братьев Васнецовых, А. А. Киселева, И. С. Остроухова, В. А. Серова, В. И. Сурикова. По вопросам приобретения книги обращайтесь в Музей-заповедник «Абрамцево».
Тел. 8(496) 543-24-70 и 8-916-278-45-42. Книга продаётся в киоске Музея-заповедника.

 

 

 

 

 

 


«Русская беседа» : История славянофильского журнала. Исследования. Материалы. Постатейная роспись». Под редакцией Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. Книга 1.

 

 

 

 

Научный сборник посвящен уникальному изданию, выходившему в Москве в 1856-1860 годах, – журналу «Русская беседа», собравшему вокруг себя самых ярких представителей славянофильского направления общественной мысли: А. С. Хомякова, К. С. и И. С. Аксаковых, И. В. и П. В. Киреевских, А. И. Кошелева, Н. П. Гилярова-Платонова, В. А. Черкасского и других. Первую часть книги составили статьи об истории журнала, его издателе А. И. Кошелеве, редакторах Т. И. Филиппове и И. С. Аксакове, об основных авторах. В раздел «Материалы» вошли не переиздававшиеся, за редким исключением, статьи из журнала, а также ряд публикаций архивных документов. Завершают книгу полная роспись содержания журнала, где впервые установлено авторство ряда опубликованных в «Русской беседе» текстов, аннотированный указатель “Авторы «Русской беседы»” и указатель имен.
Работа совместно подготовлена Музеем-заповедником «Абрамцево» и Институтом русской литературы РАН (Пушкинским домом).


 

 

 


«Живопись XIX – начала XX веков из собрания Музея-заповедника "Абрамцево". Каталог выставки».

 

 

 


 

Альбом-каталог выставки произведений из коллекции «Живопись мемориальная» фондового собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Хронологические границы коллекции: двадцатые годы XIX – десятые годы XX столетий. В альбоме представлены работы А. М. и В. М. Васнецовых, М. А. Врубеля, А. А. Киселёва, К. А. Коровина, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, Н. В. Неврева, Н. Е. Рачкова, Андреаса Ахенбаха и других.
Материалами для атрибуции предметов коллекции «Живопись мемориальная» послужили монографические исследования творчества художников, их эпистолярное наследие, стилистический анализ творчества.
Имеется в продаже в магазине Музея-заповедника «Абрамцево».


 

 

 


«"Живописная живопись". "Бубновый валет" в собрании Музея-заповедника "Абрамцево". Каталог выставки»

 

 

 


 

Альбом-каталог передвижной выставки, первый показ которой состоялся в филиале Всероссийского Музея А. С. Пушкина – Музее-усадьбе Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге. Выставка представляет коллекцию ХХ века – произведения мастеров основной группы «Бубнового валета» – П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька, В. В. Рождественского, а также художников–экспонентов выставок общества – Н. А. Удальцовой, О. В. Розановой, Е. С. Потехиной. «Живописная живопись» – так Роберт Фальк определил творческий метод «бубновых валетов», в число которых художник входил в 1910-е годы. Работа пространственным цветом, восприятие картины как пластического события, живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства – составляющие этого метода. Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». Смысл этих понятий заключался в стремлении использовать возможности живописной пластики, не допуская её подмены средствами других видов творчества. В авангардном искусстве «бубновых валетов» соединились эстетика наивного творчества народных мастеров и современные достижения европейской живописной культуры. Используя наследие Поля Сезанна, опыт современного кубизма, фовизма, экспрессионизма, они создали уникальное художественное направление в отечественном искусстве.

 

 


Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (с иллюстрациями Д. А. Шмаринова)


Дементий Алексеевич Шмаринов (1907–1999) – график, живописец, художественный иллюстратор, народный художник СССР и действительный член Академии художеств СССР – признанный классик русского искусства ХХ столетия. Жизнь и творчество Д. А. Шмаринова тесно переплетены с Абрамцевом.

 

«Абрамцево стало неотъемлемой и очень дорогой частью моей жизни, с ним связаны годы самой напряженной и счастливой творческой работы, – писал он. – Маленькая, оборудованная в чердачном помещении мастерская, верно служила мне двадцать пять лет. Я смотрю сейчас на крышу этого старого дома из окна новой мастерской в Абрамцеве, где я работаю последние семнадцать лет. Абрамцево дает мне силы продолжать работу, здесь я обдумываю свои замыслы, пишу. Здесь я веду бескорыстный разговор с природой, наблюдая, любуясь, учась...»

В Абрамцеве были созданы и иллюстрации к стихотворению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». «Природа Абрамцева, тонкая, с особой щемящей, немножко может быть печальной, интимной, глубоко национальной нотой, мне очень близка, – признавался художник. – И думаю, что Некрасов и «Дед Мазай и зайцы» сделаны в основном по впечатлениям от абрамцевской природы».


 

 

 

 

 


Книги, выпущенные Музеем-заповедником в 2008 году

 

 


С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


Сказку «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков впервые услышал в детстве в имении деда от ключницы Пелагеи. «Ключница Пелагея, – вспоминал писатель, – была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее вскоре умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксаково. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество… В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из “Тысячи и одной ночи”… От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера». Сказка на сюжет, подобный «Аленькому цветочку», существовала в европейском фольклоре задолго до Аксакова, а ее литературные обработки появились во Франции в конце XVII – XVIII в. и были переведены на русский язык. Русский вариант сказки был записан в первой половине XIX в. В. И. Далем и вошел в сборник «Народных русских сказок», опубликованных в 1855–1864 гг. литературоведом А. Н. Афанасьевым. Вероятно, русский фольклорный текст или перевод французской сказки (возможно, и то, и другое), услышанный Пелагеей, был расцвечен ею народными оборотами речи, приобрел восточный колорит в астраханской купеческой среде и в таком виде дошел до Аксакова. В письме к сыну Ивану от 23 ноября 1856 г. Аксаков писал: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Палагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав “Дедушкиных рассказов”, то я принялся реставрировать эту сказку. Я написал уже 7 листов, и, кажется, еще будет столько же». Сейчас трудно определить, что в тексте сказки принадлежит Пелагее, а что – Аксакову. Но несомненно, что получилось совершенно оригинальное литературное произведение. Сказка «Аленький цветочек» была впервые опубликована в 1858 г. как приложение к повести Аксакова «Детские годы Багрова-внука». С тех пор она неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки, экранизирована в виде анимационного (1952) и художественного (1978) фильмов, поставлена на сценах российских театров. Новое издание сказки приурочено к 150-летию ее первой публикации.

 

 


«Война грибов» с иллюстрациями Е. Д. Поленовой


Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) – график, живописец, художник декоративно-прикладного искусства и книжный иллюстратор, участница Мамонтовского художественного кружка – начала иллюстрировать сказки со второй половины 1880-х гг. Сначала она обратилась к «Народным русским сказкам» А. Н. Афанасьева, затем стала собирать сказки сама. В деревнях по соседству с Абрамцевом и в своих поездках по российской провинции художница со слов крестьян записывала сказки, делала многочисленные варианты иллюстраций, отбирала наиболее удачные и писала к ним от руки тексты. Так появились «Белая уточка», «Война грибов», «Волк и лиса», «Иванушка-дурачок», «Сынко-Филипко», «Морозко», «Избушка на курьих ножках» и другие рукотворные сказки Поленовой, хранящиеся ныне в Музее В. Д. Поленова, Музее-заповеднике «Абрамцево» и Государственной Третьяковской галерее. Художница мечтала издать эти сказки, но при ее жизни была опубликована только «Война грибов» (1889). Вот что рассказала об этом сама Поленова в письме к художественному критику, историку искусства В. В. Стасову: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать “грибной поход”. Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определенной цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в ее прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании – мысль эта мне улыбнулась – я начала иллюстрировать афанасьевскую “Белую уточку”. Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого и тогда я вспомнила “войну грибов” в той редакции, как я слышала ее от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которую я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далекое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные поселки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб – это существо совсем живое и очень привлекательное. Чтобы выработать эти четыре картинки, я работала очень много, наслаждалась этой работой и любила ее чрезвычайно. Когда я кончила ее, – случилось то, чего со мной почти никогда не бывает относительно других моих работ (в особенности относительно картин), мне показалось, что вышло положительно недурно, оригинально и интересно; я думала, что вещь будет нравиться. Я принялась за издание, но тут пришлось испытать столько неприятного, что вспоминать не хочется. Я сделала целый ряд ошибок, наивностей, опрометчивости и в результате получилось крайне плохое издание, половину которого… я принуждена была уничтожить, часть (очень небольшая) распродалась, часть лежит без признаков жизни у разных книгопродавцев, и пятьдесят экземпляров осталось у меня на руках. Вот Вам очень малоинтересная, но, кажется, полная история моего издания». Лишь в 1906 г. издательство И. Н. Кнебеля (1854–1926) выпустило «Русские народные сказки и прибаутки, пересказанные для детей и иллюстрированные Е. Д. Поленовой» в трех книгах. «Война грибов» – вторая сказка, иллюстрированная художницей, выпущенная Музеем-заповедником «Абрамцево», ранее вышла «Сказка о Маше и Ване».

 

 


 

 

счетчик посещений