Анонсы и Новости



Уважаемые посетители! С 1 октября 2019 года Музей-заповедник перешёл на осенне-зимний график работы, подробнее о графике работы читайте здесь.

Уважаемые посетители! Теперь Вы можете оплатить посещение Музея-заповедника также и по безналичному расчёту через Сбербанк-онлайн. Подробнее читайте здесь.

Внимание! Осторожно, мошенники! Лица, не являющиеся сотрудниками Музея-заповедника, рекламируют занятия (мастер-классы) на территории музея, по ценам, многократно превышающим стоимость детских программ в музее. Будьте бдительны, встречая подобные объявления в интернете!

Информация по действующим на сегодня выставкам — в разделе ВЫСТАВКИ.








ОТКРЫЛАСЬ ОБНОВЛЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ



В жизни Музея-заповедника «Абрамцево» произошло важное событие — открылась обновлённая экспозиция «Абрамцево. Искусство XX века». Огромное художественное богатство, уникальное собрание картин, скульптур и рисунков художников самых разных направлений сосредоточено в белом каменном здании «советского классицизма», построенном в усадьбе в 1938 году.

На торжественное открытие собрались художники, в том числе и те живые классики, чьи работы представлены в обновлённой экспозиции, члены семей знаменитых мастеров Абрамцева, друзья музея, гости. Собрание открыла небольшим приветствием директор Музея-заповедника Е.К. Воронина. Председатель Совета депутатов г. Хотьково Р.Г. Тихомирова поблагодарила руководство и сотрудников музея за их труд по созданию экспозиции.

Со столь значимой вехой в жизни Абрамцева собравшихся поздравили художники Татьяна Сельвинская, Сергей Алимов, Мария Андронова и другие. Народный художник России Евгений Захаров продемонстрировал три свои работы 1967 года, которые он передаёт в дар Музею-заповеднику. Много тёплых слов было сказано в память Виталия Серафимовича Манина, бывшего директора музея и зачинателя экспозиции искусства ХХ века. На празднике присутствовала его супруга Антонина Иосифовна Манина, которая передала в дар музею библиотеку по искусству, собранную В.С. Маниным. Библиотека отныне стала частью экспозиции.

В момент открытия духовой квинтет музыкантов исполнил «Весёлый ветер» Дунаевского. Двери открылись, и на порог здания поднялись первые посетители...

Новая экспозиция ждёт своих гостей!



Репортаж телеканала «ТВ Радонежье24»:

























АНОНС! ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ



Время проведения: с 25 октября по 1 ноября 2019 года

Место проведения: Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная библиотека имени А.И. Герцена



Выставка «Ф.И. Шаляпин и С.И. Мамонтов. Фотографии из коллекции Музея-заповедника «Абрамцево» открывается в Кирове 25 октября 2019 года. На выставке демонстрируются фотографии, рассказывающие о творческом пути великого русского певца, о его связях с Мамонтовским (Абрамцевским) художественным кружком. Не случайно данная выставка демонстрируется на вятской земле и приурочена к 25-летию Вятского Шаляпинского общества. Родители Ф.И. Шаляпина были родом из Вятки, древняя земля которой славилась хорошими голосами для церковного пения, а вятские басы считались непревзойдёнными. Рождение же Шаляпина как великого артиста связано с Саввой Ивановичем Мамонтовым и созданной им Русской Частной оперой.

Встреча Шаляпина с Мамонтовым, который был не только крупным предпринимателем и меценатом, но и художественно одарённым человеком, знатоком музыки, обладавшим прекрасным голосом, сыграла огромную роль в жизни певца. Весной 1896 года С.И. Мамонтов пригласил Шаляпина выступить в летнем сезоне с труппой его театра на Нижегородской ярмарке. Основной принцип мамонтовского театра: «Петь нужно играя» — полностью отвечал дарованию Ф.И. Шаляпина.

За три года работы в мамонтовском театре Ф.И. Шаляпин создал большую часть своего основного репертуара — девятнадцать партий. Пятнадцать из них — партии русского репертуара. На выставке представлены фотографии Шаляпина в образах Мельника, Сальери, Бориса Годунова, Олоферна, Ивана Грозного. В процессе подготовки своих образов Ф.И. Шаляпин работал, по сути, как живописец. Певец отводил живописи важное место в своём творчестве после великой русской драмы. В подготовке многих партий ему помогали художники, в особенности В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин — их фотографии также можно видеть на выставке.

Серия ярких образов Шаляпина создана в начале ХХ века известным фотографом Мироном Абрамовичем Шерлингом (1880–1958). Он работал в технике светописи, обладал прекрасным чувством композиции, его портреты экспрессивны и драматичны. На выставке — Шаляпин в ролях Мефистофеля, Мельника, Сальери, Бориса Годунова и др.

Фотографии сопровождаются текстами из воспоминаний, рассказывающими о том, как появились многие образы Ф.И. Шаляпина. Выставка работает с 25 октября по 1 ноября 2019 года в Большом читальном зале Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной библиотеки имени А.И. Герцена.










ОБ ЭКСПОЗИЦИИ ,,ИСКУССТВО ХХ ВЕКА,,



Посещение усадьбы «Абрамцево» должно сопровождаться открытиями. Таков закон заповедного пространства, и, приезжая в Абрамцево, гость, путешественник, паломник помнит великие имена С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и ― чаще всего ― не помышляет увидеть произведения «громких» и «тихих» бубновых валетов или художников второй волны русского авангарда, к примеру, А.А. Лабаса. Эти художественные богатства сосредоточены в белом каменном здании «советского классицизма», построенном в усадьбе в конце 1930-х годов. Здание часто принимают за Аксаковский дом, потому, вероятно, что крепко и твёрдо стоит оно на мемориальной абрамцевской земле. Мы говорим «белое здание», или «белый дом», — подразумеваем экспозицию «Абрамцево. Искусство XX века». Экспозицию со строгой структурой, построенную на хронологическом принципе, с обозначенными разделами. Пугаться не стоит, скучно не будет.

«Бубновый валет», а что связывает «бубновых валетов» (художников объединения «Бубновый валет») с Абрамцевом? Очевидно, «дачная» жизнь ― свободная, размеренная, лирическая. Всю первую половину XX века Пётр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, создатели общества, приезжали в это творчески намоленное место. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской живописью, но всё же «насквозь русские». Иначе в Абрамцеве быть не могло.

«Романтический монтаж», и монтаж как система сцепления в образное целое самостоятельно значимых элементов и деталей, а в пространстве экспозиции — произведений разнокачественных и стилистически неоднородных. Так, художников АХРРа, следующих передвижническим традициям русской живописи, и ОСТа, находящихся под влиянием «нового» западноевропейского искусства, объединяет ощущение картины как сложной стратегии пространства. Парадоксально, но в камерных, большей частью, работах конца 1920-х − начала 1930-х годов Александра Щипицына, Надежды Удальцовой, Петра Вильямса, других художников живёт большое пространство. В этом пространстве — соединение широты образных обобщений и утончённости живописного языка, которым передаются не столько подробности бытия, сколько внутренняя вибрация жизни.

«Ново-Абрамцево». С 1933 года Московский Союз художников начинает строительство дачного поселка на высоком берегу Вори в нескольких километрах от усадьбы С.Т. Аксакова. Так создаётся Дачно-садовый кооператив, или творческий коллектив художников «Ново-Абрамцево». А поселятся в Абрамцеве советские художники: Б.В. Иогансон, В.И. Мухина, И.Э. Грабарь, Б.Д. Королёв, И.И. Машков, Е.А. Кацман, С.Д. Тавасиев, Д.А. Шмаринов, П.А. Радимов. Гигантское, героическое содержание» обязывало художников писать вещи эпические. Но живописность, создающая «своё толкование мира в образе», невозможна без камерности и поэзии. Без них невозможен и героизм. И все без исключения «редкостные эпохи расцвета самых высоких идеалов» лелеяли странную человеческую способность быть самим собой. Материал раздела интересен камерными, этюдными пластическими опытами — размышлениями больших советских художников.

«Поэзия повседневности». В русском искусстве неизбывна живописная традиция поэтического, лирического прочтения мира. Это наиболее рельефно отразилось в живописи 1940-х − 1950-х годов. Позади «авангардные времена» переустройства жизни искусством. Теперь сама жизнь и её каждодневность, а также мир отдельного человека стали темой живописи. Натюрморты, портреты, пейзажи — основные жанры этого времени. Пейзажи И.Э. Грабаря, В.В. Рождественского, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Б.В. Иогансона, Н.А. Соколова ― «портреты места» и фиксация некоего состояния природы. Лирическая составляющая их живописи позволяет увидеть синтетический образ: такая природа живёт внутри человека, вспоминается или снится ему. Живописно-экспрессивные, эмоционально заряженные абрамцевские картины Н.А. Егоршиной выбиваются из общего ряда реалистической живописи «авангардной прививкой», которая полнозвучно раскроется в более поздней живописи художницы и её соратников — А.В. Васнецова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, И.В. Голицына. И это материал уже следующего раздела — «Звёзды, розы и квадраты».

Материал раздела неоднороден. Наряду с полотнами художников новой формации зритель увидит станковую живопись Н.М. Ромадина, Е.А. Малеиной, С.А. Чуйкова, что само по себе объяснимо. Художники жили, писали в одно время, в это же время приезжали в Абрамцево. Носители подлинной художественной культуры, бывшие вхутемасовцы, они до конца жизни остались верными живописи.

«Прошлым веком в Абрамцеве», итоговый раздел. Коллекция искусства XX века сложилась в Абрамцеве на протяжении полувека. И это не только уникальное собрание картин, скульптур, рисунков и эстампов, — это собрание людей, которые живут (или жили) в Абрамцеве, живут идеями Абрамцева, любят Абрамцево, любят друг друга, любят искусство. И вот эта духовная энергия, рождённая любовью, и даёт особое очарование собранию XX века.

Обновлённую экспозицию «Абрамцево. Искусство XX века» зритель сможет увидеть уже 11 октября.










ВЫСТАВКА КЕРАМИКИ АЛЕКСАНДРЫ СТВОРА ,,МОЙ МИР,,



Время проведения: 11 октября — 17 ноября 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


11 октября 2019 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка керамики художника Александры Створа.

Новая выставка раскрывает нашим зрителям яркий и удивительно разнообразный мир керамики. Проходят тысячелетия, меняются формы предметов, расширяется ассортиментный ряд, но человек по-прежнему стремится любоваться изделиями, хранящими тепло рук художника, каждый раз удивляясь метаморфозам в глине. Метаморфозам, которые отражают культурные процессы и творческие поиски сегодняшнего дня.

На нынешней выставке свой мир керамики представляет московский художник-керамист — Александра Створа. С Абрамцевом и Хотьковом она связана духовно и эмоционально — художественное образование Александра получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже, который окончила в 1995 году.

Анималистика — её любимый жанр, в котором Александра создаёт чистые, по-детски незащищённые, пронизанные добротой и непосредственностью образы животных и птиц, нередко экзотических.

На выставке керамики Александры Створа «Мой мир» в отделе художественных ремёсел представлено около 100 произведений.

Выставка будет работать до 17 ноября 2019 года.

Справки по тел. 8 (496) 543-07-67.

Подробнее о выставке читайте здесь.




















ВЫСТАВКА ,,ЛИКИ ГОГОЛЯ,,



Время проведения: 26 сентября — 27 октября 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


26 сентября 2019 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Лики Гоголя», приуроченная к 210-летию со дня рождения писателя. На ней представлены гравюры, рисунки, акварели из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и частных собраний.

Гостей открытия поприветствовала директор Музея-заповедника Е.К. Воронина. Куратор выставки С.В. Волкова рассказала о рождении замысла экспозиции. Ведущий научный сотрудник музея М.В. Суворов прочитал присутствующим увлекательную историческую лекцию о дружбе Н.В. Гоголя и С.Т. Аксакова. Выступили участники выставки — художники Кирилл Мамонов и Владимир Анисимов. Мамонов напомнил, что «все мы вышли из гоголевской шинели»; Анисимов поведал о пути, подаренном Гоголем. В состоявшемся оживлённом обсуждении экспозиции участвовали добрые друзья Музея-заповедника, жители абрамцевского посёлка Художников Е.Ю. Пророкова, М.Н. Андронова и Н.И. Аникина (принявшая также самое непосредственное участие в отборе работ для выставки).

«У Гоголя гротескное, с глубоким рельефом, лицо. По нему вы не прочтёте характер, не узнаете души человека, ушедшего в лицо, как в пещеру со множеством рукавов, коридоров, которые сойдутся ли где-то, приведут ли куда-нибудь — кто скажет? Лишь угадывается скрытая громадность общего замысла, расползающаяся лабиринтом характера настолько извилистого, что, кажется, не должно ему принадлежать одному человеку, но несколько старомодным и враждующим между собою натурам». Так Андрей Синявский, филолог, философ и писатель, в одной из своих книг пытался парадоксально-дерзко поведать о мире пугающе странном и непонятом — мире гения Гоголя. Книгу он назвал «В тени Гоголя».

Наша выставка «Лики Гоголя» — тоже попытка приблизиться к гению Гоголя. Вроде бы есть и основания. Гоголь приезжал в подмосковную усадьбу «Абрамцево» в гости к Аксаковым в 1849 и в 1851 годах. В гостиной старого дома читал первую главу второго тома «Мёртвых душ». Гулял в старом парке, был умиротворён, — гласит абрамцевское предание.

С тех давних времён много воды утекло. Но уже в музейный период в абрамцевской коллекции сложился так называемый гоголевский раздел с портретами писателя и иллюстрациями к его произведениям. Этот материал лёг в основу выставки. Всё начинается с гравюры с работы А.Г. Венецианова 1834 года, где Гоголь представлен в молодом расцвете, каким-то подобием Хлестакова, украшенном на манер петушка затейливым хохолком или коком. Мы подчёркиваем это сходство иллюстрациями Н.В. Кузьмина и М.З. Рудакова к «Ревизору». Блестящая комедия не одинока, она в компании с иллюстрациями к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Миргороду», «Петербургским повестям» П.П. Соколова, Д.И. Митрохина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова.

Дошедшие до нас описания наружности Гоголя, как и его портреты разного времени, поражают также отсутствием единства в этом лице. И если в работе Венецианова ещё не просвечивает писатель, талант, то в портретах, относящихся к зрелому возрасту Гоголя (причёска, небольшие усы, эспаньолка), — смотрит разом на нас слишком уж много всего. Это время «Мёртвых душ» и «Шинели». Другие времена — другие художники? Да: А.А. Агин, современник писателя, В.Е. Маковский, В.А. Серов, А.И. Кравченко. И «нет»: мы вновь во власти работ В.Н. Горяева, С.А. Алимова; неожиданных — К.С. Мамонова (Гоголь по Хармсу), В.С. Анисимова (Гоголь по Вересаеву). Облик Гоголя странно двоится в просветлённой и вместе инфернальной отъединённости. Это труднопостижимо, но явлено художниками с какой-то неумолимой гоголевской интонацией. Их работы словно балансируют на грани чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной. Кстати, не будем забывать, что «произведения Гоголя, как и вся великая литература, — это феномен языка, а не идей» (Владимир Набоков. «Николай Гоголь»).

Чем же заканчивается выставка? Акварельной работой В.Н. Горяева «Памяти Александра Иванова». Почему? Рим, дружба, одинаковая степень отдания себя искусству, одинаковый сверхвысокий уровень искусства. Но ещё и потому, что образно-пластически работа обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как светлые тени безымянных и беззвучных кораблей. Эта работа — о Чуде, которое как нельзя более соответствовало ирреальному миру Гоголя.



















ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В БРАТИСЛАВЕ



Время проведения: 24 сентября — 3 октября 2019 года

Место проведения: Российский центр науки и культуры в Братиславе


24 сентября в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Братиславе (Словакия) открылась выставка «Виктор Васнецов: “Радость архитектурного творчества…”». На открытии выставки выступили руководитель РЦНК Инна Викторовна Кузнецова и заместитель по науке директора Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Николаевна Митрофанова, которая затем провела первую экскурсию по выставке. В числе гостей выставку посетили учащиеся гимназии с изучением русского языка. Особый интерес вызвала тема православного церковного искусства в России. Присутствующие высоко оценили профессиональный уровень экспозиции.

Выставка рассказывает о самом первом архитектурном проекте В.М. Васнецова, когда он «почувствовал сладость архитектурного творчества». Летом 1881 года он в Абрамцеве совместно с В.Д. Поленовым выполнил проект Церкви Образа Спаса Нерукотворного, в сооружении которой художники принимали непосредственное участие. Небольшой усадебный храм сыграл огромную роль в рождении большого стиля — именно Абрамцевская церковь стоит у истоков модерна. Через десять лет рядом с храмом появилась часовня, воздвигнутая по проекту В.М. Васнецова над могилой сына Мамонтовых, молодого художника Андрея Мамонтова. Он умер, простудившись во время работы во Владимирском соборе в Киеве, 7 июля 1891 года. Так причудливым образом оказались навсегда связаны в истории семьи Мамонтовых два памятника: усадебная церковь Образа Спаса Нерукотворного и Владимирский собор в Киеве.

Поэтому не случайно оказался в коллекции Мамонтовых комплект фотографий с изображением интерьеров Владимирского собора, выполненных в известных киевских фотоателье — Эдуарда Роминиковича Козловского и Генриха Григорьевича Лазовского. Фотографии выполнены во второй половине 1890-х годов в период работы над росписью собора или по её завершению.

В течение 10 лет В.М. Васнецов был связан с этим гигантским проектом. Фрески В.М. Васнецова, вызывавшие бурные споры и даже негативные оценки современников, через сто лет стали образцом для подражания многих иконописцев. Сам Васнецов очень ценил эту свою работу. Он сказал по завершении строительства: «Я поставил свечку Богу».

























ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В БОЛГАРИИ



Время проведения: 16 — 30 сентября 2019 года

Место проведения: Российский культурно-информационный центр в Болгарии (София, Шипка, 34)


В Российском культурно-информационном центре (РКИЦ) в Болгарии открылась выставка «Лики Гоголя», приуроченная к 210-летию со дня рождения писателя. Выставку представляет Музей-заповедник «Абрамцево». На торжественном открытии выставки перед гостями центра выступили директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина и научный сотрудник музея Михаил Суворов, а хранитель фондов графики музея и куратор выставки Светлана Волкова провела экскурсию по экспозиции. Самые маленькие посетители выставки получили от директора Абрамцевского музея подарки — книги С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», изданные музеем и красочно иллюстрированные детскими рисунками.

Подарком от РКИЦ всем присутствовавшим на торжественном открытии выставки стало выступление актёров Русского камерного театра в Софии. Они готовят постановку по гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». На открытии выставки они исполнили весёлую народную песню.

В экспозицию вошли факсимильные копии произведений П.М. Боклевского, В.Е. Маковского, В.М. Васнецова, В.А. Серова, А.И. Кравченко, Д.И. Митрохина, К.И. Рудакова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».

Вход в часы работы центра свободный.

Подробнее о выставке можно узнать здесь.


















ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КВЕСТ В АБРАМЦЕВЕ


Весёлые деньки выдались в сентябре 2019 года в Музее-заповеднике «Абрамцево». С самого утра юные гости усадьбы из современного мира попадают прямо в деревеньку Абрамково, в позапрошлый век, где их ждут неожиданные приключения. Путешествуя по солнечным аллеям парка, ребята разгадывают ребусы, собирают карту-пазл, играют в серсо и другие традиционные усадебные игры, заходят в гости к Пелагее-ключнице, складывают поленницу, разгадывают загадки у 250-летнего дуба.

И в награду за свои знания и смекалку ребята находят настоящий старинный сундук с подарками — деревянными домиками, которые они затем украшают на мастер-классе. Вот такие весёлые театрализованные программы проходят в первые тёплые дни осени в Музее-заповеднике «Абрамцево».

Ждём юных гостей в наш нескучный музей!


























СТУДЕНТЫ АБРАМЦЕВСКОГО КОЛЛЕДЖА В МУЗЕЕ


2 сентября 2019 года Музей-заповедник принимал студентов первого курса АХПК имени В.М. Васнецова, которые по традиции начали учебный год со знакомства с Абрамцевской усадьбой. Более 90 будущих художников-мастеров декоративно-прикладного искусства побывали на экскурсиях по Усадебному дому и музейному парку.

Начало колледжу положила художественно-столярная мастерская, созданная участниками Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, прежде всего Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и Еленой Дмитриевной Поленовой. Образцы произведений крестьянского искусства, собранные ими по окрестным деревням и во время поездок по северным и центральным губерниям страны, послужили источником вдохновения для художников. Они сумели создать благодатную творческую среду, которая в стенах АХПК помогла вырасти и сформироваться не одному поколению талантливых художников-мастеров.

Между АХПК и Абрамцевским музеем традиционно сложились добрые отношения сотрудничества. Студенты и выпускники АХПК регулярно участвуют в музейных мероприятиях, пленэрах, мастер-классах, выставках.



















БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В АБРАМЦЕВЕ


29 августа 2019 года, в праздник Спаса Нерукотворного, в Абрамцевской церкви была совершена литургия. Богослужение возглавил благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий. Ему сослужили настоятель Ахтырской церкви протоиерей Борис Можаев и клирики других храмов. После службы было устроено праздничное угощение. Затем взрослые посетили экскурсии, а дети катались на горке и мастерили бусы из рябины.

Церковь Спаса Нерукотворного построена в усадьбе Абрамцево в 1882 году. Проект церкви был создан Виктором Васнецовым при участии Василия Поленова. Прообразом для него послужил новгородский храм Спаса на Нередице XII века. Церковь полностью создана участниками Абрамцевского (Мамонтовского) кружка и считается одним из первых памятников русского модерна.

Храм находился на попечении настоятеля Ахтырской церкви ещё во времена Мамонтовых, и эта традиция соблюдается до сих пор. Количество служб в церкви было ограничено, в основном это — панихиды в дни памяти членов семьи. Обычно на усадебный праздник в день Спаса Нерукотворного собиралось много гостей из прилегающих сёл, после богослужения проходили праздничные гуляния.

В настоящее время храм является объектом музейного показа, поэтому службы проводятся только в определённые дни при ограничении числа молящихся в связи с условиями содержания памятника. Список таких дней был составлен ещё Александрой Саввишной Мамонтовой в начале XX века. А традиция широко отмечать престольный праздник как усадебный сохраняется и по сей день.

















ВЫСТАВКА ,,ЧУ-МА. СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ,,



Время проведения: 31 августа — 22 сентября 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


«ЧУ-МА. Семья художников». Выставка со столь необычным названием открылась 31 августа в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево».

ЧУ-МА — слоговая аббревиатура, весело придуманная студентами ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа, где с 1924 по 1930 год учились Семён Чуйков и Евгения Малеина.

Он — будущий советский живописец, лауреат двух Сталинских премий, будущий народный художник СССР и будущий академик. Она — любимая ученица Роберта Фалька и жена Семёна Чуйкова.

ВХУТЕМАС — детище революции, детище двадцатых годов — своеобразное и колоритное явление. «Левое искусство» предреволюционных лет: футуризм, кубизм, конструктивизм и пр. — в двадцатые годы занимало господствующее положение. В частности, советская художественная школа возглавлялась членами таких творческих объединений, как «Бубновый валет» (впоследствии «ОМХ») — Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн, А. Осмёркин; «ОСТ» — Д. Штеренберг; «Четыре искусства» — В. Фаворский, П. Кузнецов; «Маковец» — С. Герасимов, Н. Чернышёв, А. Шевченко, М. Родионов. Из «правых» преподавал только Д. Кардовский. Кроме него, все профессора были последователями и проводниками новейшей французской живописной школы. Начиная с третьего курса студенты имели право выбирать себе мастерскую того или иного профессора для дальнейшего обучения. Больше всего было желающих идти в мастерскую Р. Фалька. Его учениками и являлись ЧУйков-МАлеина. Оба — Семён Чуйков и Евгения Малеина — художники большой силы таланта. На выставке представлены их живописные этюды, среди которых — никогда ранее не выставлявшиеся, хранящиеся в семье Ивана Чуйкова. К примеру, незаконченный портретный этюд «Неприкасаемая» из индийской серии С.А. Чуйкова или «Портрет Ивана» Е.А. Малеиной, исполненный с такой живописной тонкостью и убедительной пластичностью, что ошеломляет.

Живописные полотна, объекты и керамические произведения трёх поколений семьи художников Чуйковых зритель сможет увидеть до 22 сентября.

Подробнее о выставке читайте здесь.

















ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ,,ТЕРРИТОРИЯ ИСКУССТВА. ВИТАЛИЙ И СЕРГЕЙ ГОРЯЕВЫ В АБРАМЦЕВО,,


29 августа 2019 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялась презентация книги, посвящённой жизни и творчеству знаменитых обитателей посёлка Ново-Абрамцево — художников Виталия и Сергея Горяевых. Книгу представила автор — искусствовед и художник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии художеств Наталья Аникина. «По абрамцевским жителям можно изучать художественную историю России, частью которой является творчество Виталия и Сергея Горяевых», — пишет Наталья Ивановна в книге. Семья Горяевых поселилась в Ново-Абрамцеве в 1960-е, в знаменитой даче Игоря Грабаря. Именно здесь Виталий Горяев создал свои лучшие книжные иллюстрации.

Директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина рассказала об истории своего знакомства с семьёй Горяевых и выразила благодарность всем жителям посёлка, участвующим в жизни музея. Ведущий научный сотрудник Светлана Волкова отметила, что в Музее-заповеднике «Абрамцево» хранится достаточно большая коллекция работ Виталия Горяева: гравюры, рисунки и живопись.

Тёплыми воспоминаниями о художниках поделились жители посёлка Художников: Владимир Асмолов, Анастасия Соколова, Леонид Писарев, Елена Пророкова, Татьяна Тавасиева и другие. Каждому участнику встречи был подарен экземпляр книги с автографом автора.

















ВЫСТАВКА ,,ИСТОРИЯ ЦВЕТА САКУРЫ,,



Время проведения: 22 августа — 6 октября 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


22 августа 2019 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие персональной выставки работ признанного мастера монохромной живописи Ирины Анатольевны Левашёвой «История цвета сакуры». Произведения созданы в технике японской живописи суйбокуга.

Директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина поздравила собравшихся с открытием выставки, рассказала о перспективах сотрудничества с калининградским музеем и отметила, что тема Востока всегда интересовала художников разных поколений. Об этом свидетельствует коллекция Музея-заповедника «Абрамцево», где есть «восточные» вещи, принадлежавшие семье Мамонтовых, а также художнику XX века Николаю Андронову.

С приветственным словом к гостям обратилась заведующая передвижными выставками Музея Мирового океана Виктория Третьякова, куратор выставки, которая подчеркнула важность созерцания природы в современном мире.

Автор выставки Ирина Левашёва поблагодарила Музей Мирового океана и Музей-заповедник «Абрамцево» за предоставленную возможность экспонировать работы и рассказала об особенностях создания работ в технике японской живописи суйбокуга. Самое большое достижение художника, на её взгляд, — когда в монохромной живописи зрителю удаётся увидеть цвет. В знак благодарности художница подарила музею две работы.

Гармоничным дополнением экспозиции стали предметы восточной тематики, принадлежавшие семье Мамонтовых, а также ранее не выставлявшиеся вещи из коллекции Николая Андронова.

Выставка продлится до 6 октября. Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево, г. Хотьково, ул. Кооперативная, 23.

Справки по тел.: 8 (496) 543-07-67.

Подробнее о выставке читайте здесь.
























УСАДЕБНЫЙ ПРАЗДНИК ,,ДАРЫ ЛЕТА,,



17 августа в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошёл усадебный праздник «Дары лета» в традициях деревенских гуляний и сбора урожая. Одним из самых ярких событий праздника стала варка варенья по старинному усадебному рецепту, которую предварила лекция о кулинарных традициях русских усадеб.

Эко-ярмарка порадовала разнообразием плодов, сыра, мёда и сладостей. Гости смогли попробовать «тыквейн» от «Кума Тыква», мёд пчеловодства «Мой рой», продукцию из экопоселения «Миродолье», расположенного недалеко от музея, и многое другое.

Народные ремёсла, оригинальные украшения и другие авторские работы были представлены на традиционной арт-ярмарке. В течение дня проходили парковые экскурсии, театрализованные программы и мастер-классы для детей и взрослых. Рыбаки всех возрастов смогли попробовать свои силы в ужении на знаменитом Поленовском пруду. Маленьким посетителям особенно понравилась гостья из этнопарка «Кочевник» — коза по кличке Ёлка.

Особой популярностью пользовалась мини-выставка студентов МГАХИ имени В.И. Сурикова у Поленовской дачи. В этот день они устроили пленэр в усадебном парке, а созданные работы подарили музею.

В завершение праздника в Усадебном доме состоялись два концерта: пианист Евгений Баженов и камерный дуэт Silentium представили программу классической и авангардной музыки. Второй концерт прошёл в необычном формате: гости были приглашены на «музыкальную прогулку» по экспозиции.

Благодарим всех, кто был с нами в этот день! Особую благодарность выражаем нашим друзьям из «Додо Пицца Хотьково» за предоставленные призы.




Репортаж телеканала «ТВ Культура»:




Репортаж телеканала «ТВ Радонежье24»:











ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В ТАРХАНАХ



Время проведения: 9 августа — 29 сентября 2019 года

Место проведения: Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Пензенская область)


9 августа 2019 года в Музее-заповеднике «Тарханы» (Пензенская область) открылась выставка «Иные «герои нашего времени». Произведения Н.В. Гоголя в иллюстрациях русских художников», которая является совместным проектом двух музеев-заповедников — «Тарханы» и «Абрамцево». Она приурочена к 210-летней годовщине со дня рождения Н.В.  Гоголя и 205-летней годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова. На открытии выставки присутствовало много гостей — взрослые и юные посетители музея, учащиеся местной школы.

Творчество Гоголя всегда притягивало к себе отечественных художников. В их числе — А.А. Агин, П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, Д.И. Митрохин, Д.Н. Кардовский, Кукрыниксы, К.И. Рудаков, произведения которых представлены на выставке. Работы выполнены в течение столетия — от середины XIX до середины ХХ века — и отражают разные подходы к творчеству великого русского писателя: для П.М. Боклевского характерна карикатурность; для А.А. Агина и В.Е. Маковского — иллюстративность, повествовательность; для Д.Н. Митрохина — обобщённость, лаконичность. Художников привлекал реализм, яркость и сила характеров, обличительный пафос, поэтичность. Портретная галерея гоголевских героев в интерпретации известных русских мастеров графики из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» органично дополнена предметами быта той эпохи из коллекции Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы».

Выставка работает в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» с 9 августа по 29 сентября 2019 года.

Подробнее о выставке читайте здесь.

















Дата публикации 18.10.19 18:41
 

 

 


 

 

АРХИВ СТРАНИЦЫ

Дата публикации 04.05.16 10:43
 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 4